Начало деятельности по пошиву и продаже шапок из сурка

Это было начало перестройки, 1991 год, я тогда ещё учился, мне было 16 лет. В нашем городе начался бум пошива шапок-формовок из сурка. Благо шкуры сурка тысячами привозили монголы со своей родины, к нам они приезжали на учёбу и на работу. Открылись пункты покраски шкур и каждый день на городском рынке кипела оптовая торговля шапками между теми кто шил шапки дома, и теми кто покупал их оптом и отвозил для продажи в какой-нибудь городишко в России. Таких людей называли "Шапошники", впоследствии наш город на всё страну приобрёл репутация "Город Шапошников" и до двухтысячных держал этот статус пока новое Правительство страны не перекрыло поток контрабанды шкур из соседней Монголии.
Так вот, мои родители тоже подключились к такой предпринимательской деятельности, в тем более у них был опыт выделки шкур и пошива шапок (мы жили в Монголии с 1977 по 1980 годы, а там было много лис, волков, и другой дичи).
В октябре 1991 году отец предложим мне взять у него шапки и съездить в поездку в Минск для их продажи. Я конечно обрадовался, мне хотелось подключится к этому бизнесу, тем более это было приключением для меня. Я тогда был на учебной практике за заводе, и я быстро написав заявление, досрочно закончил практику и взяв первые 12 шапок вылетел с двумя братьями в Минск.
На рынке царила завораживающая атмосфера предпринимательства и дефицита. В то время была инфляция, деньги обесценивались по 20% в месяц, люди были в сильном интересе ища то что им нужно, либо высматривая то, на что можно потратить оставшиеся деньги, так как понимали что цены растут и потом они уже мало что смогут на них купить. За 5 дней мы продали все наши шапка и взяли билеты домой. Продавали шапки по 600 рублей, хотя обошлись они нам по 250 руб., затраты же на расходы были мизерные. Цены на продукты и проживания ещё не успели взлететь, а билеты на самолёт вообще оставались на уровне "до перестройки", от Иркутска до Москвы билет на самолёт стоил 100 рублей (это 5 часов лёту), итого на все расходы мы потратили совсем не много и я был очень доволен своей первой поездкой. Это был мой первый серьёзный заработок. Я за неделю заработал "чистыми" раз в 5 больше чем за месяц практики на заводе.
Конечно результаты первой поездки определили мою жизнь в сторону предпринимательской деятельности, и диплом по специальности техник технолог нефти и газа, который я защитил весной 1992 года на "отлично" я даже не забирал. Мысль работать на заводе по специальности меня уже не посещала.


Мои бизнес туры по городам

Далее я начал сам шить шапки, освоил за пару вечеров как нужно кроить шкуру, сшивать выкройки на обычной швейной машинке, как натягивать на болванку выкройку из шкур и формовать будущую шапку. Научился шить подкладки и пришивать их к шапкам, мог за день сшить несколько шапок.
Вспоминаю вечера где мы с отцом и матерью в зале неспешно делали каждый свою работу, о чём-нибудь разговаривали, или смотрели по телевизору смотрели какой-нибудь художественный фильм (в то время у нам было только 2 ТВ канала).
В Минск мы ещё съездили пару раз, закупаясь там на вырученные деньги местными куртками-варёнками, польской тушью "Маскара" и стеромагнитофонами Sharp и Sony. Всё это продавали на нашем рынке. Ещё я купил домой цветной телевизор Белорусского завода "Горизонт" за 500 рублей, когда у нас он уже стоит под 2000 рублей (их работникам завода выдавали вместо получки, а они уже продавали их по объявлениям в местных газетах). Тогда я понял что не обязательно шить шапки, гораздо выгоднее их покупать оптом, и продавать их в других городах, что я и начал делать.
Следующим городом для поездки мы выбрали Новокузнецк, решили что там шахтёры и хорошие получки, и там можно хорошо продать шапки. Потом мы сьездили в Якутский город Нерюнгри. Потом была Самара, откуда я привёз себе цветной телевизор и первый домашний компьютер ZX-Spectrum.

Владивосток

В 1992 году в январе мы с другом, бывшим одноклассником, приехали во Владивосток. Целью было купить японский автомобиль, в то время только начали массово привозиться эти авто с Японии, и по сравнении с советскими жигулями, это было что то роскошное и крутое.
У меня тогда ещё не было водительских прав, а у моего товарища были.
Также с собой взяли шапки на продажу.
Мне сразу понравился город, обойдя два авторынка, купили жигули))), которую перегнали к себе домой за 5000 км. Я вернулся весной обратно во Владивосток и начал там налаживать бизнес привозя туда шапки, а обратно пригоняя автомобили.
Я быстро понял что стоять на рынке у меня времени нет, да и там была уже конкуренция, я переключился на сдачу товара под реализацию в магазины и универмаги. Я за пару дней объезжал половину Приморского Края, размещая по магазинам шапки и заключая договора, а через пару недель объезжал чтоб собрать деньги и сделать до поставку товара.
к осени я уже на заработанные деньги приобрёл небольшую квартиру гостиничного типа с одной комнатой. Но это была моя собственная квартира! Я был очень рад, началась моя уже самостоятельная и взрослая жизнь, где мне приходилось самому принимать решения и планировать будущее.